Когда решен вопрос со снаряжением, вам пригодится при погружениях на глубина уже знакомую техника дайвинга. Вы уже знаете о том, как общаться с напарником, контролировать плавучесть, спускаться и всплывать, что делать если кончится воздух, и т.д. Теперь нужно научиться применять эти навыки на глубине 18 метров.
Как общаться с напарником
Скорее всего вы уже научились поддерживать с напарником такой контакт, при котором вы можете помогать друг другу следить за временем и глубиной, а также прийти на помощь, если возникнут проблемы. Вы знаете, что, если вы потеряли друг друга под водой, вам надо всплыть на поверхность, найти друг друга и только потом продолжать погружение. Все то же самое необходимо делать и при глубоком погружении, с той разницей, что поддержание постоянного контакта с напарником под водой становится еще более важным. Если вы потеряли друг друга и всплыли на поверхность, погружение на этом заканчивается. На то. чтобы нырнуть на глубин)- вторично, у вас, скорее всего, не будет воздуха и бездекомпрессионного времени.
Чтобы контакт при глубоководном погружении не прерывался во время подъема и спуска нельзя терять напарника из виду. Все время держитесь на расстоянии вытянутой руки, и плывите бок о бок над самым дном.
При плохой видимости для поддержания контакта можно пользоваться коротким концом для связи с напарником. Как можно чаще проверяйте друг у друга запас воздуха и глубину.
Нейтральная плавучесть на глубине
Поддерживать нейтральную плавучесть на глубине следует несколько иначе, чем в неглубокой воле. Запомните несколько вещей. Во-первых, приступайте к погружению с оптимальным количеством грузов: ваши глаза должны быть на уровне воды при полностью сдутом компенсаторе и ровном дыхании. (Если вы поверяете плавучесть при полностью забитом баллоне, добавьте еще два килограмма груза, чтобы компенсировать расход воздуха за погружение.) Во-вторых, при подъеме и спуске чаще регулируйте свою плавучесть - не ждите, пока вас с силой потянет на дно или к поверхности. Наконец, с нужным количеством груза ваш компенсатор (или сухой костюм, если вы им пользуетесь; о регулировке плавучести при плавании в сухом костюме читайте в разделе “Сухой костюм") вполне способен сделать вашу плавучесть нейтральной. Сбрасывать груз на глубине нет никакой необходимости. Об охране лонных экосистем посредством совершенствования навыков регулировки плавучести читайте в статьях о Мастерском владении плавучестью.
Подъем и спуск
Во время глубоких погружений подъемы и спуски требуют большего внимания и сосредоточенности, поскольку толща волы, сквозь которую вы перемешаетесь, больше. Спусковой конец и использование ряда специальных способов сильно облегчают эту задачу. Их применение особенно важно при плохой видимости, когда визуальные ориентиры почти отсутствуют.
Погружение В положении ‘голова выше ног“. На глубину обычно лучше погружаться так, чтобы голова была выше ног. Такое положение облегчает управление плавучестью, способствует равномерному распределению воздуха и помогает ориентироваться. К тому же. так легче читать показания приборов. Спускаясь, правой рукой держитесь за спусковой конец, а левой регулируйте компенсатор и продувайтесь. В начале погружения не забучьте включить таймер, если вам это необходимо.
Контроль скорости погружения и всплытия.
Чтобы уменьшить давление на барабанные перепонки и риск заболеть декомпрессионной болезнью, скорость подъема и спуска необходимо контролировать. Самое главное в этом деле - все время регулировать свою плавучесть. Если вы будете часто регулировать плавучесть, то заметно снизите вероятность неконтролируемого подъема или спуска.
При необходимости вы можете прекратить или сделать более медленным подъем или спуск при помощи спускового конца, даже если у вас заняты руки. Первый способ - зажать конец под локтем, между плечом и предплечьем. Это самый быстрый способ снизить скорость или остановиться, но большинство дайверов считает его слишком утомительным и предпочитает ему второй, когда спусковой конец обматывают вокруг ноги. Это не так быстро, зато вы можете задержаться в таком положении дольше.
Подъем и спуск без спускового конца, лучше всего погружаться на глубину и всплывать с глубины, имея в качестве ориентира конец, береговой склон или рифовую стену. Если это по каким-то причинам невозможно, воспользуйтесь следующими четырьмя советами. Во-первых, поднимайтесь и спускайтесь головой вверх - так легче сохранять ориентацию. Во-вторых, держитесь лицом к напарнику и, находясь рядом с ним, смотрите ему в глаза на всем протяжении подъема (спуска). В- третьих, следите по компьютеру (или глубиномеру и таймеру), чтобы темп подъема не превышал 18 м/мин. В-четвертых, все время регулируйте свою плавучесть и не допускайте неконтролируемого подъема (спуска). Во время подъема на глубине 5 м сделайте остановку безопасности; прислушивайтесь к звукам мотора и другим шумам наверху. Дождитесь, когда все звуки стихнут, и всплывайте, из предосторожности вытянув руку вверх.
Оценка скорости всплытия
Теперь вы твердо усвоили, что максимальная скорость всплытия, согласно планеру любительских погружений, составляет 18 м/мин. Меньшая скорость возможна и даже желательна, поскольку на нее ориентировано большинство подводных компьютеров.
Скорость легко определить при помощи компьютера и многих других электронных измерителей глубины, которые имеют “спидометры” темпа подъема либо индикаторы, предупреждающие вас о превышении предписанной скорости миганием или гудками. Если вы ныряете без компьютера, воспользуйтесь аналоговым глубиномером и таймером для контроля времени погружения, чтобы на каждый метр спуска приходилось не менее четырех секунд.
Поднимаясь с любой глубины, соблюдайте все правила безопасности. Не превышайте максимальной скорости всплытия и делайте остановку безопасности на пятиметровой глубине.